История профессии: Токарь - одна из древнейших специальностей на земле. Прообраз токарного станка - гончарный круг, где заготовка - кусок глины - вращается, а роль резца выполняет рука человека. Уже в самом первом, примитивном, станке заготовка вращалась, а резец подводили к ней и держали, отсюда и явились понятия - "точить", "токарь".
С тех пор остался принцип точения, названия, а сама профессия и станки сильно изменились. На станке научились нарезать резьбу, сверлить отверстия, развертывать их, зенкеровать. Уже первобытные люди умели сверлить отверстия- сверлили костью, подсыпая ручной песок.
Пришел железный век. Для обработки стальных отливок инженеры придумали твердые сплавы, материалы с высокой прочностью, режущими и другими свойствами, сохраняющимися при нагреве до высоких температур.
Педагогика, как, наверное, известно многим, в переводе с греческого означает "детовождение", то есть воспитание детей, подготовка их к жизни в обществе. Как сложившаяся наука педагогика занимается раскрытием сущности, целей, задач и закономерностей воспитания, определяет содержание образования и методику обучения.
![]() |
![]() |
![]() |
Начало развития педагогики относится к древним векам. Зародилась педагогика в виде правил и наставлений для взрослых по уходу за детьми и наблюдению за их поведением. Педагогические традиции, положившие начало развитию педагогики как науки, появились в Древней Греции в V-VI веках до нашей эры. Особый интерес вызывают афинская и спартанская системы воспитания.
Афинская система воспитания предполагала начало обучения с 7 лет, когла педагог (так называли черного раба) вел ребенка в школу, где сначала он проходил чтение и счет, затем наступила очередь литературного и эстетического воспитания. Большая роль отводилась и физическому воспитанию (бегу, прыжкам, плаванию, метанию копья и диска).
Спартанская школа основное внимание уделяла воспитанию силы духа, физической выносливости, закаливанию характера.
Образование эпохи Средневековья носило в основном религиозный характер.
Большой вклад в развитие отечественной педагогики внесли Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко и многие другие.
Доминирующий способ мышления: приложение-педагогика, техника, адаптация-формализация
Область базовых знаний №1: Электротехника, Материаловедение, Метрология, Гидравлические и пневматические системы, Охрана труда, Процессы формообразования и инструменты, Оборудование машиностр. пр-ва, Машиностроительное производство, Управление Техническими системами, Техническая механика, естественно-научные и математические науки, уровень 3 высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2: Инженерная графика, Технология машиностроения, и их уровень Технологическое оборудование, Технологическая оснастка, Проектирование механических цехов, Прогрессивный технологический процесс, Информационные технологии, Педагогика, Психология, Методика професс-го обучения, Методика воспитательной работы, уровень 2 средний (практическое использование знаний)
![]() |
![]() |
![]() |
Доминирующие виды деятельности:
Производственно-технологическая
осуществление технологического процесса изготовления деталей и сборки изделий ма |
|
управление современными техническими системами и их эксплуатация; |
|
контроль за эффективным использованием материалов и оборудования; |
|
осуществление технического контроля соответствия качества изделия установленным нормативам; |
|
под руководством более квалифицированного специалиста проведение стандартных и сертификационных испытаний объектов техники; |
|
участие в обеспечении экологической безопасности эксплуатации, хранения, обслуживания инструментов и оборудования; |
Организационно-управленческая техника
Организация работы коллектива исполнителей |
|
Планирование и организация производственных работ |
|
Оценка экономической эффективности производственной деятельности; |
|
Выбор оптимальных решений при планировании работ в условиях нестандартных ситуаций; |
|
Осуществление контроля качества работ; |
|
Участие в оценке экономической эффективности производственной деятельности; |
|
Осуществление технического контроля продукции и услуг; |
|
Сбор, обработка и накопление с использованием современных технических средств технологической, технической, экономической и других видов информации для реализации инженерных и управленческих решений; |
|
Обеспечение безопасности труда на производственном участке; |
|
Обеспечение техники безопасности на производственном участке |
Конструкторско-технологическая
Разработка технологических процессов изготовления деталей средней сложности и сборки простых видов изделий машиностроения; |
|
Проектирование изделий средней сложности основного и вспомогательного производства; |
|
Составление технических заданий на проектирование технологической оснастки; |
|
Под руководством более квалифицированного специалиста проведение патентных исследований и определение показателей технического уровня проектируемых объектов техники и технологии |
Учебно-воспитательная
осуществление целостного учебно-производственного процесса в соответствии с образовательной программой профессиональной подготовки рабочих (служащих) |
|
формирование личностных и профессиональных качеств будущего рабочего (служащего) |
|
создание благоприятной образовательно-воспитательной среды в процессе профессионального обучения |
|
осуществление профессиональной ориентации обучающихся, личностно-ориентированного подхода в работе с ними |
Учебно-методическая
проектирование и разработка комплексного учебно-методического обеспечения процесса профессионального обучения и практики учащихся (обучающихся) |
|
изучение передового производственного опыта и инновационных образовательных технологий, использование их в учебно-воспитательной и производственной деятельности |
![]() |
![]() |
![]() |
Организационно-управленческая мастера
организация учебно-производственного и воспитательного процесса, практики обучающихся |
|
руководство деятельностью учебной группы, производственного коллектива - исполнителей; выбор оптимальных решений в нестандартных педагогических и производственных ситуациях |
|
обеспечение выполнения требований программы производственного обучения, техники безопасности и режима работы обучаемых в учебных мастерских и на производственных объектах |
|
учет, отчетность и анализ учебной и производственной деятельности |
Производственно-технологическая, (конструкторско-технологическая, опытно-экспериментальная, и другие виды деятельности)
под руководством более квалифицированного специалиста проведение работ по проверке и освоению новых объектов техники и технологических процессов: регистрация по заданной программе необходимых характеристик и параметров и обработка полученных результатов |
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности
Способности
Проведение воспитательной работы с детьми; |
|
Изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них; |
|
Оказание помощи в формирование личности ученика; |
|
Участие в разработке и внедрении образовательных программ; |
|
Составление тематических и урочных планов; |
|
Оформление документации; |
|
Разрабатывать технологический процесс изготовления типовых деталей и изделий машиностроения; |
|
Разрабатывать конструкторскую документацию на изделия средней сложности (детали, сборочные единицы); |
|
проводить типовые расчеты при проектировании и проверке на прочность элементов механических систем; |
|
оформлять и читать простые схемы электрических, гидравлических и пневматических приводов; |
|
рассчитывать параметры типовых деталей и узлов технологической оснастки; |
|
оформлять конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующими нормативными документами; |
|
применять при графических, вычислительных, проектных и других работах компьютерную технику с использованием прикладного программного обеспечения; |
|
пользоваться нормативной и справочной литературой и другими источниками информации для выбора материалов, технологических режимов, оборудования, оснастки, контрольно-измерительных средств; |
|
проводить расчет настройки металлорежущего оборудования и использовать методы, средства и основные приемы его наладки; |
|
разрабатывать и внедрять управляющие программы для обработки простых деталей на механообрабатывающем оборудовании; осуществлять метрологическую проверку изделий; |
|
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности производственного участка (цеха), оценивать эффективность производственной деятельности; |
|
выполнять слесарные операции и основные приемы работы на механообрабатывающем оборудовании |
Личностные качества, интересы склонности
эмоциональная стабильность и надежность |
|
аккуратность, систематичность в работе |
|
дисциплинированность |
|
наблюдательность, осторожность |
|
сознательность и самоконтроль |
|
упорство, настойчивость |
|
склонность к работе с детьми |
|
высокая степень личной ответственности |
|
терпимость, безоценочное отношение к людям |
|
тактичность, целеустремленность, артистизм, наблюдательность |
|
требовательность к себе и другим |
|
готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами, к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний |
|
обладание устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию) и к творческой самореализации |
|
обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке |
|
обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей |
|
знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессионально – образовательной сфере |
|
иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования |
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности
быстрая психическая и физическая утомляемость |
|
рассеянность |
|
безответственность |
|
торопливость, невнимательность |
|
неорганизованность |
|
отсутствие организаторских способностей |
|
ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды) |
|
эгоистичность, агрессивность |
Области применения профессиональных знаний
образовательные учреждения (ПТУ, колледжи, школы, вузы) |
|
автотранспортные предприятия (таксопарки, автобусные парки, автобазы и т.д.) |
|
промышленные предприятия |
|
автомобильный спорт |
|
станции технического обслуживания и инструментального контроля автомобилей |
|
строительные организации |
|
конструкторско-технологическая деятельность |
|
предпринимательская деятельность |
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности
педагог-организатор |
|
воспитатель |
|
сфера профессиональной ориентации |
|
методическая деятельность |
|
руководитель деятельности группы |
|
чертежник-конструктор |
|
специалист по ремонту электрооборудования |
|
гравировщик |
|
инженер |
|
инженер по ТБ |
|
инженер-конструктор |
Возможности продолжения образования
Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования :
к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня (по отраслевой подготовке) |
|
к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования |
|
к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионально-педагогического образования по специальностям группы 030000 Педагогические специальности в сокращенные сроки |
Наш социальный партнер: ОАО "Кузнецов"