История профессии:

На Руси художественное образование существовало в форме индивидуальной подготовки иконописцев, мастеров монументальной живописи и резчиков непосредственно в мастерских. В XVIII веке положительную роль в развитии художественного образования в России сыграла созданная Петром I в 1711 году Рисовальная школа при Петербургской типографии. Крупной художественной школой в первой половине XVIII века стала так называемая живописная команда "Канцелярии от строений". В ней работали и учились многие известные русские мастера живописи – И.Я.Вишняков, А.П.Антропов и др. Крупнейшим центром художественного образования в России стала основанная в 1757 г. в Петербурге Академия художеств. В XIX веке в ней получили образование художники – реалисты А.А.Иванов, К.П.Брюлов, а также В.М.Васнецов, И.Е.Репин, В.И.Суриков, И.И.Шишкин

ХХ век и охарактеризован развитием науки и техники, успехами научно-технической революции, стремлением к экономичности и красоте, что сделало возможным появление новой профессии дизайнера, без которой в настоящее время не обходится ни одна отрасль промышленности.

Доминирующие виды деятельности:

создание произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

разработка авторских проектов и воплощение их материале

изготовление изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов по классическим образцам, их варьирование и поиски новых образцов произведений декоративно-прикладного искусства

формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения

создание эскизов и выполнение работы по художественному оформлению проектов, макетов

участие в разработке проектов художественного оформления помещений и фасадов зданий и учреждений, а также занимаемой территории

определение наиболее рациональных решений цветового оформления интерьеров

авторский контроль за реализацией художественно-оформительских решений

контроль за соблюдением эстетических требований при реконструкции и строительстве производственных помещений, служебных и культурно-бытовых помещений

разработка проектов благоустройства и озеленения территории предприятия, архитектурно-художественного оформления фасадов зданий

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

творческие способности

художественные способности

аналитические способности

высокий уровень развития воображения

развитое пространственно-образное мышление

хорошее зрение и глазомер

чувство гармонии и вкуса

способность воспринимать, различать широкий спектр цветов и их оттенков

развитое внимание к деталям

Личностные качества, интересы и склонности:

оригинальность, находчивость

самостоятельность

реалистичность

наблюдательность (способность подмечать даже незначительные мелочи и недостатки)

открытость для восприятия нового

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности

отсутствие вкуса

ригидность мышления (неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с изменяющимися условиями среды)

недостаточно развитое пространственно-образное мышление

отсутствие художественных способностей

Знания, необходимые в профессиональной деятельности

принципы, формы и методы проектирования, моделирования, макетирования художественных изделий прикладного характера

технологический процесс исполнения произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

основные понятия и законы композиции

инструменты, оборудование и материалы ,применяемые для изготовления художественных изделий

пластические и конструктивные, механические и химические свойства материалов и вспомогательных веществ ,применяемых для изготовления спроектированных художественных изделий

Умения, необходимые в профессиональной деятельности

владеть на высоком уровне профессиональным мастерством в конкретном виде декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

применять графические, живописные и пластические методы при разработке и оформлении авторских проектов

производить экономический расчет затрат на производство авторских изделий традиционного и профессионального декоративно-прикладного искусства

Общие требования к образованности

понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности

знать основы Конституции РФ

обладать экологической, правовой, информационной культурой

обладать элементарными умениями общения на иностранном языке

обладать широким кругозором

быть способным к осмыслению жизненных явлений, к критическому восприятию противоречивых идей

быть способными к самостоятельному принятию решений в области профессиональной деятельности

стремиться к творческой самореализации

обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самоконтролю, самооценке)

Области применения профессиональных знаний

сфера культуры и быта

киноиндустрия

художественно-конструкторские подразделения на промышленных предприятиях

театры, дворцы культуры

образовательные учреждения (колледжи, техникумы, вузы)