ТЕМА «ВОЙНА ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ»

Цель классного часа:
Формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся.
Задачи классного часа:
Воспитательные:
- формирование активной гражданской позиции;
- воспитание толерантного отношения к людям и истории своей Родины;
- формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование чувства уважения к памяти наших предков, уважения к еще оставшимся в живых ветеранам;
Познавательные:
- ознакомление обучающихся с неизвестными страницами Великой Отечественной войны;
- активизация познавательного интереса;
Обучающие:
- обучение истории нашей страны на материалах о Великой Отечественной войне;
Развивающие:
- формирование представления обучающихся об историческом наследии страны, расширение знаний общеобразовательного и общекультурного плана;
- развитие творческих способностей учащихся;
- развитие поисковых способностей студентов;
- развитие умения работать самостоятельно;
Планируемые результаты:
- формирование чувства ответственности за себя и судьбу своей страны и своего народа;


ХОД КЛАСССНОГО ЧАСА

Помните! Через века, через года помните!
О тех, кто уже не придет никогда, помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

Роберт Рождественский.
Реквием (отрывок).
Слово классного руководителя:
«Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на классном часе «Война глазами молодых»
Приближается великий праздник – 75-летие победы в Великой Отечественной войне. Мы не можем пройти мимо этого события. Ведь воспитание патриотизма и толерантности начинается с воспитания любви и уважения к родной истории. Все это и определило тему нашего внеклассного мероприятия: «Война глазами молодых». От последних выстрелов Великой Отечественной войны нас отделяют уже семьдесят пять лет! Срок немалый, если соразмерить его с человеческой жизнью. За это время выросло уже не одно поколение людей, которых не коснулось военное лихолетье и вся жизнь которых проходит в мирное время. Но не должен иссякнуть интерес к событиям войны, особенно у молодого поколения - уже правнуков и праправнуков участников Великой Отечественной войны!
Мы не можем остаться равнодушными к подвигам, совершенным героями тех лет. Все меньше и меньше остается свидетелей той кровопролитной войны, поэтому для нас, как для представителей молодого поколения, важно не только сохранить память о них и их подвигах, но и передать ее нашим потомкам.

Мы храним память погибших
В этой войне, оставивших
Нашу Землю от врага в стороне
И подвигом этим до сих пор мы горды;
Ведь мы патриоты победившей страны.

Никто не забыт, ничто не забыто, так же, как горит вечный огонь, в наших сердцах будет вечно гореть память о трагедии Великой Отечественной войны и павших во имя нашего светлого будущего и нашей свободы.

Мы начнем наше мероприятие с вопросов:
1. Советско-японское столкновение на о.Хасан близ Владивостока было в:
а) 1938г., б) 1939г.,
в) 1940г., г) 1941г.
2. Советско-японское столкновение в районе р. Халхин-Гол было:
а) 1938г., б) 1939г.,
в) 1940г., г) 1941г.
3. Начало Второй мировой войны было в:
а) 1938г., б) 1939г.,
в) 1940г., г) 1941г.
4. СССР подписал «Договор о дружбе и границе» с Германией в:
а) 1938г., б) 1939г.,
в) 1940г., г) 1941г.
5. Хронологические рамки советско-финляндской войны:
а) ноябрь 1939г. - март 1940г., б) январь 1940г. - июль 1940г.,
в) март 1940г. - август 1940г., г) август 1940г. - январь 1941г.
6. Кодовое название Московской битвы:
а) «Барбаросса», б) «Кремль»,
в) «Тайфун», г) «Уран».
7. Хронологические рамки Московской битвы:
а) 22июля 1941г. - 5 октября 1941г., б) 27 августа 1941г. - 5 ноября 1941г.,
в) 30 сентября 1941г. - 5 декабря 1941г., г) 2 октября 1941г. - 28 декабря 1941г.
8. Немецкий план «Кремль» предусматривал:
а) стратегическое развитие Московской битвы, б) дезинформацию СССР о наступлении летом 1942г. на Москву,
в) нанесение бомбовых ударов на Москву, г) окружение и уничтожение Москвы.

А знаете ли вы, что на историческом параде Победы в Москве, где были представлены все фронты Великой Отечественной войны, все роды войск, шли и солдаты подразделений военного собаководства со своими четвероногими питомцами. Шли по праву, шли потому, что сражались они в одном строю с пехотинцами, танкистами, разведчиками, саперами. На всех фронтах войны действовали полки, батальоны, отряды и роты военного собаководства. Всего же по военным дорогам от Москвы до Берлина прошагало, проехало и пробежало 68 тысяч Шариков, Бобиков и Мухтаров породных и не очень, больших и малых, гладких и лохматых. Все они внесли неоценимый вклад в дело Великой Победы над врагом. И не только собаки участвовали в этой войне.
В первые послевоенные годы на зданиях многих городов Украины можно было встретить надпись: «Проверено, мин нет!» и под ними — фамилии сержантов и офицеров, чьи подразделения проводили разминирование. Оставлять подобные указатели было правилом для саперных частей.
Таким же образом поступали и бойцы, работающие с собаками-миноискателями. И делали они это, надо сказать, с особой гордостью, будучи твердо уверенными, что те участки и объекты, которые были проверены собаками, гарантировали полную безопасность.
Среди четвероногих миноискателей были и свои лидеры, чьи имена, то бишь клички, вошли в историю. В ЦАМО (Центральном архиве Министерства обороны) хранятся документы, рассказывающие о боевом пути минно-разыскной собаки по кличке Джульбарс, служившей в составе 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады.
Замки Праги, соборы Вены, дворцы над Дунаем — эти уникальные памятники архитектуры дожили до наших дней и благодаря феноменальному чутью Джульбарса. Документальным подтверждением тому служит справка, в которой сообщается, что с сентября 1944-го по август 1945 года, принимая участие в разминировании на территории Румынии, Чехословакии, Венгрии и Австрии, служебная собака по кличке Джульбарс обнаружила 7468 мин и более 150 снарядов. Отменное чутье неутомимого пса отмечали и саперы, разминировавшие могилу Тараса Шевченко в Каневе и Владимирский собор в Киеве.
С Джульбарсом связан еще один интересный факт. Среди многочисленных питомцев Центральной школы военного собаководства, заслуживших почетное право принимать участие в Параде Победы, состоявшемся на Красной площади 24 июня 1945 года, был и Джульбарс. В этот день пес еще не оправился от полученного ранения и не мог пройти в составе ЦОКЗШВС (Центральная ордена Красной Звезды школа военных собак). Ее начальник генерал-майор Григорий Медведев доложил об этом командовавшему парадом маршалу Константину Рокоссовскому, который поставил в известность Иосифа Сталина.
Главнокомандующий распорядился: «Пусть эту собаку пронесут на руках по Красной площади на моей шинели…» Вслед за «коробкой» ЦОКЗШВС на Параде Победы шел главный кинолог Международной федерации служебного собаководства подполковник Александр Мазовер, неся Джульбарса на сталинской шинели…

Конечно же наши земляки принимали активное участие в действиях Великой Отечественной войны.


Владимир Иванович Чудайкин отличился 1 мая 1945 года в ходе боёв за рейхстаг в столице гитлеровской Германии – Берлине. В составе штурмовой группы танк сержанта Чудайкина двигался впереди наступающих подразделений, уничтожая огневые точки противника в здании рейхстага, обеспечивая атаку пехоты. Во время боя прорвавшийся вперёд танк был подбит и загорелся, мешая продвижению танка Чудайкина. Тогда он выскочил из танка, помог экипажу танка погасить пожар, а затем эвакуировал повреждённую машину с поля боя. Был ранен, но остался в строю, и огнём своего танка продолжал обеспечивать действия пехоты, штурмовавшей рейхстаг.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками старшине Чудайкину Владимиру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После войны около 40 лет он проработал на металлургическом заводе. Возглавляет Совет ветеранов войны, труда, военной службы и правоохранительных органов Кировского района города Самары. Награждён орденом Ленина, Отечественной войны 1-й степени, медалями. Имя Героя носит средняя школа №150 Кировского района города Самары. На доме, где живет ветеран, и на здании школы в посёлке Умет Зубово-Полянского района Мордовии установлены мемориальные доски.
В настоящий момент Владимир Иванович Чудайкин – единственный в Самарской области Герой Советского Союза - участник Великой Отечественной войны.
Награды:
Герой Советского Союза (№ 6992, 31.05.1945)
Орден Ленина (31.05.1945)
Орден Отечественной войны 1 степени
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «За взятие Берлина»
Медаль «За освобождение Варшавы».


Ольга Бергольц. Блокадная ласточка.
Сквозь года и радость и невзгоды
Вечно будет мне сиять одна
Та весна сорок второго года
В осажденном городе весна…

Маленькую ласточку из жести
Я нашла на груди сама
Это было знаком доброй вести
Это означало «Жду письма»

Этот знак придумала блокада.
Знали мы, что только самолёт
Только птица к нам до Ленинграда
С милой, милой Родины дойдет.

Сколько писем с той поры мне было
Отчего же кажется самой
Что доныне я не получила
Самое желанное письмо.

Чтобы к жизни вставшей за словами
К правде, влитой в каждую строку
К совести припасть бы как устами…
В раскаленный полдень к роднику.

Кто не написал его? Не выслал?!
Счастье ли, Победа ли, беда…
Или друг, который не отыскан.
И не узнан мною навсегда.

Или где-нибудь дальше бродит.
То письмо желанное как свет
Ищет адрес мой и не находит
И томясь, тоскует - «Где же ответ?»

О, найди меня! Гори со мною,
Ты, обещанное мне
Всем что было, даже той смешной
Ласточкой, В осаде, На войне…

А сейчас я хотела бы задать видео-вопросы о событиях Великой Отечественной войны.
1. Назовите событие, о котором идет речь в отрывке из фильма №1. (Операция «Курская дуга»).
2. Назовите событие, о котором идет речь в отрывке из фильма №2. (Операция «Багратион»).
3. Назовите событие, о котором идет речь в отрывке из фильма №3 (Операция «Валькирия»).
4. Назовите событие, о котором идет речь в отрывке из фильма №4. (Полная и безоговорочная капитуляция Германии).


Всеволод Рождественский. Могила бойца.
День угасал, неторопливый, серый,
Дорога шла неведомо куда,-
И вдруг, под елкой, столбик из фанеры -
Простая деревянная звезда.

А дальше лес и молчаливой речки
Охваченный кустами поворот.
Я наклонился к маленькой дощечке:
"Боец Петров", и чуть пониже - год.

Сухой венок из побуревших елок,
Сплетенный чьей-то дружеской рукой,
Осыпал на песок ковер иголок,
Так медленно скользящих под ногой.

А тишь такая, точно не бывало
Ни взрывов орудийных, ни ракет...
Откуда он? Из Вологды, с Урала,
Рязанец, белорус? - Ответа нет.

Но в стертых буквах имени простого
Встает лицо, скуластое слегка,
И серый взгляд, светящийся сурово,
Как русская равнинная река.

Я вижу избы, взгорья ветровые,
И, уходя к неведомой судьбе,
Родная непреклонная Россия,
Я низко-низко кланяюсь тебе.
1943


А давайте вспомним «Великих людей Отечественной Войны».

1. Георгий Константинович Жуков.
Георгий Константинович Жуков родился в деревне Стрелковка Калужской области в семье крестьянина Константина Артемьевича Жукова (1851—1921 гг.). После окончания трёх классов церковно-приходской школы (с похвальным листом) отдан в ученики в скорняжную мастерскую в Москве, одновременно закончил двухлетний курс городского училища (занимаясь по вечерам).
Призван в армию 7 августа 1915 года. После обучения на кавалерийского унтер-офицера в конце августа 1916 года попал на Юго-Западный фронт в 10-й Новгородский драгунский полк. За захват немецкого офицера награждён Георгиевским крестом 4-й степени. В октябре получил тяжёлую контузию, после которой, вследствие частичной потери слуха, направлен в запасной кавалерийский полк. За ранение в бою удостоился второго Георгиевского креста, на этот раз 3-й степени. После роспуска эскадрона в декабре 1917 года вернулся в Москву, затем в деревню к родителям, где долго болел тифом.
В Красной Армии с августа 1918 года. Вступил 1 марта 1919 года в члены РКП(б). В Гражданскую войну красноармеец Георгий Жуков сражался на Восточном, Западном и Южном фронтах против уральских казаков, под Царицыном, с войсками Деникина и Врангеля. В мае-июне 1919 года в составе 1-й Московской кавалерийской дивизии отправился на Урал, участвовал в боях с казаками в районе станции Шипово, в июне-августе того же года — в боях за Уральск, затем в боях в районе станции Владимировка и города Николаевска. В сентябре-октябре 1919 года участвует в боях под Царицыном, затем между Заплавным и Средней Ахтубой (рядом с нынешним г. Волжский), где был ранен осколками гранаты. После окончания Рязанских кавалерийских курсов осенью 1920 года назначен командиром взвода, затем эскадрона; в августе 1920 года принимал участие в боях с десантом Улагая под Екатеринодаром, в декабре 1920 — августе 1921 года участвует в подавлении крестьянского восстания на Тамбовщине («антоновщина»). Награждён в 1922 году орденом Красного Знамени за то, что:

«В бою под селом Вязовая Почта Тамбовской губернии 5 марта 1921 г., несмотря на атаки противника силой 1500—2000 сабель, он с эскадроном в течение 7 часов сдерживал натиск врага и, перейдя затем в контратаку, после 6 рукопашных схваток разбил банду.

2. Николай Францевич Гастелло.
Родился в 1907 году в Москве. Отец Франц Павлович Гастелло, белорус, родом из д. Плужыны (сейчас Кареличский р-н Гродненской обл., Республика Беларусь); в Москву пришёл на заработки в 1900 г., работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге. Мать Анастасия Семеновна Кутузова (девичья фамилия), русская, белошвейка. В 1914—1918 годах Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище им. А. С. Пушкина. В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию. В 1919 году он возвращается обратно в Москву, где вновь поступает в школу. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра. В 1924 году семья Гастелло переезжает в Муром, где Николай поступает слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью, Н. Ф. Гастелло оканчивает школу (ныне — школа № 33). В 1928 году вступил в ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло возвращается в Москву, и Николай поступает на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая. В 1930—1932 годах Н. Ф. Гастелло жил в пос. Хлебниково.
Служба в рядах Красной Армии
В мае 1932 по специальному набору призван в РККА. Отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в г. Луганск
Учёба в XI военной авиационной школе пилотов (май 1932 — декабрь 1933)
Служба в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в г. Ростов-на-Дону (1933—1938). Начав летать правым летчиком на бомбардировщике ТБ-3, Н. Ф. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолет.

Дальний бомбардировщик ДБ-3ф (Ил-4). На самолёте этого типа совершил свой подвиг экипаж Н. Ф. Гастелло.
В 1938 году в результате реорганизации части Николай Францевич Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях при Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го ТБАП. Участвовал в Советско-финской войне 1939—1940 гг. и в присоединении Бессарабии и Северной Буковины к СССР (июнь—июль 1940 г.). Осенью 1940 года авиационная часть перебазируется к западным границам, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Н. Ф. Гастелло присвоено звание капитана.
Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолет ДБ-3ф
Командир 4-й эскадрильи 207-го ДБАП (24 мая 1941 - 23 июня 1941)
Командир 2-й эскадрильи той же части (24 - 26 июня 1941). 24 июня огнем крупнокалиберного пулемёта из стоящего на аэродроме самолёта сбил «Юнкерс-88»
Гибель
26 июня 1941 на ДБ-3ф бомбил вражескую мотоколонну на дороге Молодечно - Радошковичи. В результате огня зенитной артиллерии самолёт был подбит. Вместе с командиром корабля Н. Ф. Гастелло погибли члены экипажа: лейтенант А. А. Бурденюк, лейтенант Г. Н. Скоробогатый, старший сержант А. А. Калинин. По официальной советской версии, вражеский снаряд повредил топливный бак, и Гастелло направил горящую машину на механизированную колонну врага.

3. Гаврилов Петр Михайлович.

Родился 17 (30) июня 1900 в селе Альвидино Казанской губернии (ныне Пестричинский район республики Татарстан). Из крещёных татар. Отец умер ещё до его рождения. В ранней юности батрачил, в 15 лет ушёл в Казань и поступил на завод чернорабочим; участвовал в установлении Советской власти в Казани; весной 1918 г. вступил добровольцем в Красную Армию, сражался на Восточном фронте против Учредительного собрания и Колчака, затем против Деникина и повстанцев на Северном Кавказе; где остался в рядах армии после окончания войны; с 1922 г. член ВКП(б).
В сентябре 1925 окончил Владикавказскую пехотную школу; на Кавказе женился и усыновил мальчика-сироту. В 1939 окончил Военнную академию имени Фрунзе. В звании майора назначается командиром 44-го стрелкового полка. Участник Советско-финской войны. После окончания войны, его полк переводится в Западную Белоруссию и в мае 1941 г. - в Брест.

Оборона Брестской крепости и плен
После нападения немцев на крепость возглавил группу бойцов из 1-го батальона своего полка и мелких разрозненных подразделений 333-го и 125-го стрелковых полков, во главе которой сражался на валу у Северных ворот Кобринского укрепления; затем возглавлял гарнизон Восточного форта, где с 24 июня сосредоточились все защитники Кобринского укрепления. Всего у Гаврилова было около 400 человек с двумя зенитными орудиями, несколькими 45-мм пушками и четырёхствольным зенитным пулемётом. После общего штурма 30 июня, предпринятого немцами и окончившегося захватом Восточного форта, Гаврилов с остатками своей группы (12 человек с четырьмя пулемётами) укрывается в казематах. Оставшись один, 23 июля тяжело раненым попадает в плен. По описанию лечившего его в госпитале доктора Вороновича, пленный майор был в полной командирской форме, но вся одежда его превратилась в лохмотья, лицо было покрыто пороховой копотью и пылью и обросло бородой. Он был ранен, находился в бессознательном состоянии и выглядел истощённым до крайности. Это был в полном смысле слова скелет, обтянутый кожей. До какой степени дошло истощение, можно было судить по тому, что пленный не мог даже сделать глотательного движения: у него не хватало на это сил, и врачам пришлось применить искусственное питание, чтобы спасти ему жизнь. Но немецкие солдаты, которые взяли его в плен и привезли в лагерь, рассказали врачам, что этот человек, в чьём теле уже едва-едва теплилась жизнь, всего час тому назад, когда они застигли его в одном из казематов крепости, в одиночку принял с ними бой, бросал гранаты, стрелял из пистолета и убил и ранил нескольких гитлеровцев. Содержался в лагерях Хаммельбург и Равенсбрюк до мая 1945 г. Пётр Михайлович Гаврилов скончался 26 января 1979 года. Похоронен в Бресте.
4. Василий Клочков.
Василий Клочков родился 8 марта 1911 года в селе Синодском Воскресенского района Саратовской области. Русский. Вместе с семьёй переехал на Алтай в 1921 году во время голода в Поволжье. Окончил школу крестьянской молодёжи в селе Локоть Локтевского района в 1929 году. В 1931-1940 годах жил и работал в Пензе, затем в Саратове.
В 1939 году стал членом ВКП(б). В 1940-1941 годах жил в Алма-Ате. В августе 1940 года окончил Всесоюзный институт заочного обучения Наркомторга СССР. Работал заместителем управляющего трестом столовых и ресторанов города Алма-Аты с мая 1941 года.
В 1941 году Василия Клочкова по мобилизации призвали в Красную Армию и отправили на фронт, в октябре-ноябре 1941 года он в составе 316-й стрелковой дивизии сражался под Москвой, на Волоколамском направлении. 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково Волоколамского района Московской области во главе группы истребителей

танков участвовал в отражении многочисленных атак противника, было уничтожено 18 вражеских танков. Слова, обращённые к бойцам: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!» — приписываемые ему, стали известны на всю страну. Во время боя Василий Клочков погиб, бросившись под вражеский танк со связкой гранат. Был похоронен на месте сражения, затем перезахоронен в двух километрах от места боя в деревне Нелидово.
21 июля 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Клочкову Василию Георгиевичу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками, за беззаветное мужество и железную стойкость, проявленные при отражении атаки пятидесяти вражеских танков и проявленный при этом и героизм».
5. Зоя Космодемьянская.
Космодемьянская Зоя Анатольевна (Таня) (3.09.1923 - 29.11.1941), советская партизанка, героиня Великой Отечественной войны 1941- 45.
Родилась в семье служащего. Член ВЛКСМ с 1938. Училась в 201-й средней школе Москвы. В октябре 1941, будучи ученицей 10-го класса, добровольцем ушла в партизанский отряд.
У деревни Обухово, близ Наро-Фоминска, с группой комсомольцев - партизан перешла через линию фронта на занятую немецкими оккупантами территорию.
В конце ноября 1941 в деревне Петрищево при выполнении боевого задания была схвачена фашистами. Несмотря на чудовищные пытки и издевательства палачей, не выдала товарищей, не открыла своего настоящего имени, назвавшись Таней.
29 ноября 1941 была казнена.
16 февраля 1942 Космодемьянской посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Преданность социалистической Родине, верность делу коммунизма сделали имя воспитанницы Ленинского комсомола легендарным.
6. Матросов Александр Александрович.
Матросов Александр Александрович - командир взвода 94-й отдельной разведывательной роты (82-я стрелковая дивизия, 3-я армия, 1-й Белорусский фронт) старший сержант. Родился 22 июня 1918 года в городе Иваново в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1943 года. Окончил школу №47. Работал помощником мастера на ткацкой фабрике. В РККА с 1938 года. Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. В июне 1944 года старший сержант Матросов А.А. во главе группы из 9 разведчиков проник глубоко в тыл врага, переправился через Березину и в деревне Свислочь (Осиповичский район, Могилевская область, Белоруссия), бесшумно сняв часовых, захватил мост через реку Свислочь. Вскоре у мосту приблизилась немецкая часть, пытаясь через него выйти из окружения. Разведчики встретили немцев огнем из автоматов. В течение суток они отбили несколько атак противника. Небольшой группе немцев удалось пробраться к блиндажам у реки. Понимая, что засевшие в блиндажах фашисты опасны, Матросов принимает решение атаковать их неожиданным броском. Ринувшись вперед, наши разведчики наткнулись на ожесточенный огонь. Трое сразу получили ранения. Тогда Матросов отвел группу на исходный рубеж и решил дождаться ночи. Под покровом темноты наши бойцы подкрались к блиндажам и забросали их гранатами. Ни один фашист не ушел. А на следующее утро к мосту подошли основные силы наших войск.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Александру Александровичу Матросову присвоено 24 марта 1945.
После войны демобилизован. Вернулся в родной город. Работал помощником мастера на текстильной фабрике имени Балашова. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями.

1.

2.

3.

4.

5. 6.
На фотографии в газете
нечетко изображены
бойцы, еще почти что дети,
герои мировой войны.
Они снимались перед боем -
в обнимку, четверо у рва.
И было небо голубое,
была зеленая трава.
Никто не знает их фамилий,
о них ни песен нет, ни книг.
Здесь чей-то сын и чей-то милый
и чей-то первый ученик.
Они легли на поле боя,-
жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
была зеленая трава.
Забыть тот горький год неблизкий
мы никогда бы не смогли.
По всей России обелиски,
как души, рвутся из земли.
...Они прикрыли жизнь собою,-
жить начинавшие едва,
чтоб было небо голубое,
была зеленая трава.

А теперь давайте ответим на следующие вопросы:
1. Ты готов с оружием защищать свою страну?
2. Хранят ли в твоей семье память о Великой Отечественной войне?
3. Были ли у вас такие мероприятия, которые взволновали тебя, повлияли на твое отношение к участникам войны?
4. Читал ли ты книги о войне, которые остались в твоей памяти как пример душевной красоты и благородства?
5. Испытываешь ли ты чувство гордости за тех, кто добывал Победу?
6. Были ли у вас на уроках истории, литературы, классных часах серьезные и важные разговоры о том времени?
7. Помогал ли ты когда-нибудь по собственному почину или вместе с друзьями ветеранам войны?
8. Знаешь ли ты или любишь ли ты слушать песни той поры?

Заключительное слово

Стала все заметней постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Субъективные и объективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, мотивированная агрессивность, неуважительное отношение к старшему поколению. Любовь к Родине не возникает на пустом месте, она начинается с уважительного отношения к родной истории, к людям, ее вершившим. Знание истории – основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества.
В этих условиях очевидна неотложность мер по патриотическому воспитанию особенно детей и молодежи. Необходимо создавать целый комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания детей и молодежи. Никто не имеет права забывать о тех страшных бедствиях, которые пришлось пережить нашей стране в годы войны, о тех героях-солдатах, которые спасли нашу Родину, о тех тружениках тыла, которые делали все, чтобы наша страна победила!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бугаев В., Семенов В. Славные дочери отчизны. 1941-1945. Книга I. – Самара, 2015.
2.Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия // под. ред. Козлова М.М. – М.: советская энциклопедия, 2013.
3.Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг. Краткая история. 3-е исправленное и дополненное издание. – М.: Воениздат, 2014.
4.Военный энциклопедический словарь // под. ред. Огаркова Н.В. – М.: Воениздат, 2015.
5.В строю победителей // под. ред. Глебовой. – Самара: Самарский дом печати, 2014.
6.Гареев М. Маршал Жуков // Красная звезда, 28 апреля 2013.
7.Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.2. – М.: Воениз., 2014.
8.Знамена Победы. - Т. 2. - М.: Правда, 2014.
9.Квашин А., Гареев М. Первой сражалась мысль // Советская Россия, 4 мая 2015.
10.Подвиг. 3-е издание, испр. и доп. - Ярославль, 2013.
11.1418 дней войны: Из воспоминаний о Великой Отечественной // под. ред. Цветаева Е.Н., Яровикова В.С. – М.: Политиздат, 2013.
12.www.wickipedia

ТЕМА «ВОЙНА ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ»

Цель классного часа:
Формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся.
Задачи классного часа:
Воспитательные:
- формирование активной гражданской позиции;
- воспитание толерантного отношения к людям и истории своей Родины;
- формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование чувства уважения к памяти наших предков, уважения к еще оставшимся в живых ветеранам;
Познавательные:
- ознакомление обучающихся с неизвестными страницами Великой Отечественной войны;
- активизация познавательного интереса;
Обучающие:
- обучение истории нашей страны на материалах о Великой Отечественной войне;
Развивающие:
- формирование представления обучающихся об историческом наследии страны, расширение знаний общеобразовательного и общекультурного плана;
- развитие творческих способностей учащихся;
- развитие поисковых способностей студентов;
- развитие умения работать самостоятельно;
Планируемые результаты:
- формирование чувства ответственности за себя и судьбу своей страны и своего народа;


ХОД КЛАСССНОГО ЧАСА

Помните! Через века, через года помните!
О тех, кто уже не придет никогда, помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

Роберт Рождественский.
Реквием (отрывок).
Слово классного руководителя:
«Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на классном часе «Война глазами молодых»
Приближается великий праздник – 75-летие победы в Великой Отечественной войне. Мы не можем пройти мимо этого события. Ведь воспитание патриотизма и толерантности начинается с воспитания любви и уважения к родной истории. Все это и определило тему нашего внеклассного мероприятия: «Война глазами молодых». От последних выстрелов Великой Отечественной войны нас отделяют уже семьдесят пять лет! Срок немалый, если соразмерить его с человеческой жизнью. За это время выросло уже не одно поколение людей, которых не коснулось военное лихолетье и вся жизнь которых проходит в мирное время. Но не должен иссякнуть интерес к событиям войны, особенно у молодого поколения - уже правнуков и праправнуков участников Великой Отечественной войны!
Мы не можем остаться равнодушными к подвигам, совершенным героями тех лет. Все меньше и меньше остается свидетелей той кровопролитной войны, поэтому для нас, как для представителей молодого поколения, важно не только сохранить память о них и их подвигах, но и передать ее нашим потомкам.

Мы храним память погибших
В этой войне, оставивших
Нашу Землю от врага в стороне
И подвигом этим до сих пор мы горды;
Ведь мы патриоты победившей страны.

Никто не забыт, ничто не забыто, так же, как горит вечный огонь, в наших сердцах будет вечно гореть память о трагедии Великой Отечественной войны и павших во имя нашего светлого будущего и нашей свободы.

Мы начнем наше мероприятие с вопросов:
1. Советско-японское столкновение на о.Хасан близ Владивостока было в:
а) 1938г., б) 1939г.,
в) 1940г., г) 1941г.
2. Советско-японское столкновение в районе р. Халхин-Гол было:
а) 1938г., б) 1939г.,
в) 1940г., г) 1941г.
3. Начало Второй мировой войны было в:
а) 1938г., б) 1939г.,
в) 1940г., г) 1941г.
4. СССР подписал «Договор о дружбе и границе» с Германией в:
а) 1938г., б) 1939г.,
в) 1940г., г) 1941г.
5. Хронологические рамки советско-финляндской войны:
а) ноябрь 1939г. - март 1940г., б) январь 1940г. - июль 1940г.,
в) март 1940г. - август 1940г., г) август 1940г. - январь 1941г.
6. Кодовое название Московской битвы:
а) «Барбаросса», б) «Кремль»,
в) «Тайфун», г) «Уран».
7. Хронологические рамки Московской битвы:
а) 22июля 1941г. - 5 октября 1941г., б) 27 августа 1941г. - 5 ноября 1941г.,
в) 30 сентября 1941г. - 5 декабря 1941г., г) 2 октября 1941г. - 28 декабря 1941г.
8. Немецкий план «Кремль» предусматривал:
а) стратегическое развитие Московской битвы, б) дезинформацию СССР о наступлении летом 1942г. на Москву,
в) нанесение бомбовых ударов на Москву, г) окружение и уничтожение Москвы.

А знаете ли вы, что на историческом параде Победы в Москве, где были представлены все фронты Великой Отечественной войны, все роды войск, шли и солдаты подразделений военного собаководства со своими четвероногими питомцами. Шли по праву, шли потому, что сражались они в одном строю с пехотинцами, танкистами, разведчиками, саперами. На всех фронтах войны действовали полки, батальоны, отряды и роты военного собаководства. Всего же по военным дорогам от Москвы до Берлина прошагало, проехало и пробежало 68 тысяч Шариков, Бобиков и Мухтаров породных и не очень, больших и малых, гладких и лохматых. Все они внесли неоценимый вклад в дело Великой Победы над врагом. И не только собаки участвовали в этой войне.
В первые послевоенные годы на зданиях многих городов Украины можно было встретить надпись: «Проверено, мин нет!» и под ними — фамилии сержантов и офицеров, чьи подразделения проводили разминирование. Оставлять подобные указатели было правилом для саперных частей.
Таким же образом поступали и бойцы, работающие с собаками-миноискателями. И делали они это, надо сказать, с особой гордостью, будучи твердо уверенными, что те участки и объекты, которые были проверены собаками, гарантировали полную безопасность.
Среди четвероногих миноискателей были и свои лидеры, чьи имена, то бишь клички, вошли в историю. В ЦАМО (Центральном архиве Министерства обороны) хранятся документы, рассказывающие о боевом пути минно-разыскной собаки по кличке Джульбарс, служившей в составе 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады.
Замки Праги, соборы Вены, дворцы над Дунаем — эти уникальные памятники архитектуры дожили до наших дней и благодаря феноменальному чутью Джульбарса. Документальным подтверждением тому служит справка, в которой сообщается, что с сентября 1944-го по август 1945 года, принимая участие в разминировании на территории Румынии, Чехословакии, Венгрии и Австрии, служебная собака по кличке Джульбарс обнаружила 7468 мин и более 150 снарядов. Отменное чутье неутомимого пса отмечали и саперы, разминировавшие могилу Тараса Шевченко в Каневе и Владимирский собор в Киеве.
С Джульбарсом связан еще один интересный факт. Среди многочисленных питомцев Центральной школы военного собаководства, заслуживших почетное право принимать участие в Параде Победы, состоявшемся на Красной площади 24 июня 1945 года, был и Джульбарс. В этот день пес еще не оправился от полученного ранения и не мог пройти в составе ЦОКЗШВС (Центральная ордена Красной Звезды школа военных собак). Ее начальник генерал-майор Григорий Медведев доложил об этом командовавшему парадом маршалу Константину Рокоссовскому, который поставил в известность Иосифа Сталина.
Главнокомандующий распорядился: «Пусть эту собаку пронесут на руках по Красной площади на моей шинели…» Вслед за «коробкой» ЦОКЗШВС на Параде Победы шел главный кинолог Международной федерации служебного собаководства подполковник Александр Мазовер, неся Джульбарса на сталинской шинели…

Конечно же наши земляки принимали активное участие в действиях Великой Отечественной войны.


Владимир Иванович Чудайкин отличился 1 мая 1945 года в ходе боёв за рейхстаг в столице гитлеровской Германии – Берлине. В составе штурмовой группы танк сержанта Чудайкина двигался впереди наступающих подразделений, уничтожая огневые точки противника в здании рейхстага, обеспечивая атаку пехоты. Во время боя прорвавшийся вперёд танк был подбит и загорелся, мешая продвижению танка Чудайкина. Тогда он выскочил из танка, помог экипажу танка погасить пожар, а затем эвакуировал повреждённую машину с поля боя. Был ранен, но остался в строю, и огнём своего танка продолжал обеспечивать действия пехоты, штурмовавшей рейхстаг.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками старшине Чудайкину Владимиру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После войны около 40 лет он проработал на металлургическом заводе. Возглавляет Совет ветеранов войны, труда, военной службы и правоохранительных органов Кировского района города Самары. Награждён орденом Ленина, Отечественной войны 1-й степени, медалями. Имя Героя носит средняя школа №150 Кировского района города Самары. На доме, где живет ветеран, и на здании школы в посёлке Умет Зубово-Полянского района Мордовии установлены мемориальные доски.
В настоящий момент Владимир Иванович Чудайкин – единственный в Самарской области Герой Советского Союза - участник Великой Отечественной войны.
Награды:
Герой Советского Союза (№ 6992, 31.05.1945)
Орден Ленина (31.05.1945)
Орден Отечественной войны 1 степени
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «За взятие Берлина»
Медаль «За освобождение Варшавы».


Ольга Бергольц. Блокадная ласточка.
Сквозь года и радость и невзгоды
Вечно будет мне сиять одна
Та весна сорок второго года
В осажденном городе весна…

Маленькую ласточку из жести
Я нашла на груди сама
Это было знаком доброй вести
Это означало «Жду письма»

Этот знак придумала блокада.
Знали мы, что только самолёт
Только птица к нам до Ленинграда
С милой, милой Родины дойдет.

Сколько писем с той поры мне было
Отчего же кажется самой
Что доныне я не получила
Самое желанное письмо.

Чтобы к жизни вставшей за словами
К правде, влитой в каждую строку
К совести припасть бы как устами…
В раскаленный полдень к роднику.

Кто не написал его? Не выслал?!
Счастье ли, Победа ли, беда…
Или друг, который не отыскан.
И не узнан мною навсегда.

Или где-нибудь дальше бродит.
То письмо желанное как свет
Ищет адрес мой и не находит
И томясь, тоскует - «Где же ответ?»

О, найди меня! Гори со мною,
Ты, обещанное мне
Всем что было, даже той смешной
Ласточкой, В осаде, На войне…

А сейчас я хотела бы задать видео-вопросы о событиях Великой Отечественной войны.
1. Назовите событие, о котором идет речь в отрывке из фильма №1. (Операция «Курская дуга»).
2. Назовите событие, о котором идет речь в отрывке из фильма №2. (Операция «Багратион»).
3. Назовите событие, о котором идет речь в отрывке из фильма №3 (Операция «Валькирия»).
4. Назовите событие, о котором идет речь в отрывке из фильма №4. (Полная и безоговорочная капитуляция Германии).


Всеволод Рождественский. Могила бойца.
День угасал, неторопливый, серый,
Дорога шла неведомо куда,-
И вдруг, под елкой, столбик из фанеры -
Простая деревянная звезда.

А дальше лес и молчаливой речки
Охваченный кустами поворот.
Я наклонился к маленькой дощечке:
"Боец Петров", и чуть пониже - год.

Сухой венок из побуревших елок,
Сплетенный чьей-то дружеской рукой,
Осыпал на песок ковер иголок,
Так медленно скользящих под ногой.

А тишь такая, точно не бывало
Ни взрывов орудийных, ни ракет...
Откуда он? Из Вологды, с Урала,
Рязанец, белорус? - Ответа нет.

Но в стертых буквах имени простого
Встает лицо, скуластое слегка,
И серый взгляд, светящийся сурово,
Как русская равнинная река.

Я вижу избы, взгорья ветровые,
И, уходя к неведомой судьбе,
Родная непреклонная Россия,
Я низко-низко кланяюсь тебе.
1943


А давайте вспомним «Великих людей Отечественной Войны».

1. Георгий Константинович Жуков.
Георгий Константинович Жуков родился в деревне Стрелковка Калужской области в семье крестьянина Константина Артемьевича Жукова (1851—1921 гг.). После окончания трёх классов церковно-приходской школы (с похвальным листом) отдан в ученики в скорняжную мастерскую в Москве, одновременно закончил двухлетний курс городского училища (занимаясь по вечерам).
Призван в армию 7 августа 1915 года. После обучения на кавалерийского унтер-офицера в конце августа 1916 года попал на Юго-Западный фронт в 10-й Новгородский драгунский полк. За захват немецкого офицера награждён Георгиевским крестом 4-й степени. В октябре получил тяжёлую контузию, после которой, вследствие частичной потери слуха, направлен в запасной кавалерийский полк. За ранение в бою удостоился второго Георгиевского креста, на этот раз 3-й степени. После роспуска эскадрона в декабре 1917 года вернулся в Москву, затем в деревню к родителям, где долго болел тифом.
В Красной Армии с августа 1918 года. Вступил 1 марта 1919 года в члены РКП(б). В Гражданскую войну красноармеец Георгий Жуков сражался на Восточном, Западном и Южном фронтах против уральских казаков, под Царицыном, с войсками Деникина и Врангеля. В мае-июне 1919 года в составе 1-й Московской кавалерийской дивизии отправился на Урал, участвовал в боях с казаками в районе станции Шипово, в июне-августе того же года — в боях за Уральск, затем в боях в районе станции Владимировка и города Николаевска. В сентябре-октябре 1919 года участвует в боях под Царицыном, затем между Заплавным и Средней Ахтубой (рядом с нынешним г. Волжский), где был ранен осколками гранаты. После окончания Рязанских кавалерийских курсов осенью 1920 года назначен командиром взвода, затем эскадрона; в августе 1920 года принимал участие в боях с десантом Улагая под Екатеринодаром, в декабре 1920 — августе 1921 года участвует в подавлении крестьянского восстания на Тамбовщине («антоновщина»). Награждён в 1922 году орденом Красного Знамени за то, что:

«В бою под селом Вязовая Почта Тамбовской губернии 5 марта 1921 г., несмотря на атаки противника силой 1500—2000 сабель, он с эскадроном в течение 7 часов сдерживал натиск врага и, перейдя затем в контратаку, после 6 рукопашных схваток разбил банду.

2. Николай Францевич Гастелло.
Родился в 1907 году в Москве. Отец Франц Павлович Гастелло, белорус, родом из д. Плужыны (сейчас Кареличский р-н Гродненской обл., Республика Беларусь); в Москву пришёл на заработки в 1900 г., работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге. Мать Анастасия Семеновна Кутузова (девичья фамилия), русская, белошвейка. В 1914—1918 годах Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище им. А. С. Пушкина. В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию. В 1919 году он возвращается обратно в Москву, где вновь поступает в школу. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра. В 1924 году семья Гастелло переезжает в Муром, где Николай поступает слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью, Н. Ф. Гастелло оканчивает школу (ныне — школа № 33). В 1928 году вступил в ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло возвращается в Москву, и Николай поступает на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая. В 1930—1932 годах Н. Ф. Гастелло жил в пос. Хлебниково.
Служба в рядах Красной Армии
В мае 1932 по специальному набору призван в РККА. Отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в г. Луганск
Учёба в XI военной авиационной школе пилотов (май 1932 — декабрь 1933)
Служба в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в г. Ростов-на-Дону (1933—1938). Начав летать правым летчиком на бомбардировщике ТБ-3, Н. Ф. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолет.

Дальний бомбардировщик ДБ-3ф (Ил-4). На самолёте этого типа совершил свой подвиг экипаж Н. Ф. Гастелло.
В 1938 году в результате реорганизации части Николай Францевич Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях при Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го ТБАП. Участвовал в Советско-финской войне 1939—1940 гг. и в присоединении Бессарабии и Северной Буковины к СССР (июнь—июль 1940 г.). Осенью 1940 года авиационная часть перебазируется к западным границам, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Н. Ф. Гастелло присвоено звание капитана.
Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолет ДБ-3ф
Командир 4-й эскадрильи 207-го ДБАП (24 мая 1941 - 23 июня 1941)
Командир 2-й эскадрильи той же части (24 - 26 июня 1941). 24 июня огнем крупнокалиберного пулемёта из стоящего на аэродроме самолёта сбил «Юнкерс-88»
Гибель
26 июня 1941 на ДБ-3ф бомбил вражескую мотоколонну на дороге Молодечно - Радошковичи. В результате огня зенитной артиллерии самолёт был подбит. Вместе с командиром корабля Н. Ф. Гастелло погибли члены экипажа: лейтенант А. А. Бурденюк, лейтенант Г. Н. Скоробогатый, старший сержант А. А. Калинин. По официальной советской версии, вражеский снаряд повредил топливный бак, и Гастелло направил горящую машину на механизированную колонну врага.

3. Гаврилов Петр Михайлович.

Родился 17 (30) июня 1900 в селе Альвидино Казанской губернии (ныне Пестричинский район республики Татарстан). Из крещёных татар. Отец умер ещё до его рождения. В ранней юности батрачил, в 15 лет ушёл в Казань и поступил на завод чернорабочим; участвовал в установлении Советской власти в Казани; весной 1918 г. вступил добровольцем в Красную Армию, сражался на Восточном фронте против Учредительного собрания и Колчака, затем против Деникина и повстанцев на Северном Кавказе; где остался в рядах армии после окончания войны; с 1922 г. член ВКП(б).
В сентябре 1925 окончил Владикавказскую пехотную школу; на Кавказе женился и усыновил мальчика-сироту. В 1939 окончил Военнную академию имени Фрунзе. В звании майора назначается командиром 44-го стрелкового полка. Участник Советско-финской войны. После окончания войны, его полк переводится в Западную Белоруссию и в мае 1941 г. - в Брест.

Оборона Брестской крепости и плен
После нападения немцев на крепость возглавил группу бойцов из 1-го батальона своего полка и мелких разрозненных подразделений 333-го и 125-го стрелковых полков, во главе которой сражался на валу у Северных ворот Кобринского укрепления; затем возглавлял гарнизон Восточного форта, где с 24 июня сосредоточились все защитники Кобринского укрепления. Всего у Гаврилова было около 400 человек с двумя зенитными орудиями, несколькими 45-мм пушками и четырёхствольным зенитным пулемётом. После общего штурма 30 июня, предпринятого немцами и окончившегося захватом Восточного форта, Гаврилов с остатками своей группы (12 человек с четырьмя пулемётами) укрывается в казематах. Оставшись один, 23 июля тяжело раненым попадает в плен. По описанию лечившего его в госпитале доктора Вороновича, пленный майор был в полной командирской форме, но вся одежда его превратилась в лохмотья, лицо было покрыто пороховой копотью и пылью и обросло бородой. Он был ранен, находился в бессознательном состоянии и выглядел истощённым до крайности. Это был в полном смысле слова скелет, обтянутый кожей. До какой степени дошло истощение, можно было судить по тому, что пленный не мог даже сделать глотательного движения: у него не хватало на это сил, и врачам пришлось применить искусственное питание, чтобы спасти ему жизнь. Но немецкие солдаты, которые взяли его в плен и привезли в лагерь, рассказали врачам, что этот человек, в чьём теле уже едва-едва теплилась жизнь, всего час тому назад, когда они застигли его в одном из казематов крепости, в одиночку принял с ними бой, бросал гранаты, стрелял из пистолета и убил и ранил нескольких гитлеровцев. Содержался в лагерях Хаммельбург и Равенсбрюк до мая 1945 г. Пётр Михайлович Гаврилов скончался 26 января 1979 года. Похоронен в Бресте.
4. Василий Клочков.
Василий Клочков родился 8 марта 1911 года в селе Синодском Воскресенского района Саратовской области. Русский. Вместе с семьёй переехал на Алтай в 1921 году во время голода в Поволжье. Окончил школу крестьянской молодёжи в селе Локоть Локтевского района в 1929 году. В 1931-1940 годах жил и работал в Пензе, затем в Саратове.
В 1939 году стал членом ВКП(б). В 1940-1941 годах жил в Алма-Ате. В августе 1940 года окончил Всесоюзный институт заочного обучения Наркомторга СССР. Работал заместителем управляющего трестом столовых и ресторанов города Алма-Аты с мая 1941 года.
В 1941 году Василия Клочкова по мобилизации призвали в Красную Армию и отправили на фронт, в октябре-ноябре 1941 года он в составе 316-й стрелковой дивизии сражался под Москвой, на Волоколамском направлении. 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково Волоколамского района Московской области во главе группы истребителей

танков участвовал в отражении многочисленных атак противника, было уничтожено 18 вражеских танков. Слова, обращённые к бойцам: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!» — приписываемые ему, стали известны на всю страну. Во время боя Василий Клочков погиб, бросившись под вражеский танк со связкой гранат. Был похоронен на месте сражения, затем перезахоронен в двух километрах от места боя в деревне Нелидово.
21 июля 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Клочкову Василию Георгиевичу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками, за беззаветное мужество и железную стойкость, проявленные при отражении атаки пятидесяти вражеских танков и проявленный при этом и героизм».
5. Зоя Космодемьянская.
Космодемьянская Зоя Анатольевна (Таня) (3.09.1923 - 29.11.1941), советская партизанка, героиня Великой Отечественной войны 1941- 45.
Родилась в семье служащего. Член ВЛКСМ с 1938. Училась в 201-й средней школе Москвы. В октябре 1941, будучи ученицей 10-го класса, добровольцем ушла в партизанский отряд.
У деревни Обухово, близ Наро-Фоминска, с группой комсомольцев - партизан перешла через линию фронта на занятую немецкими оккупантами территорию.
В конце ноября 1941 в деревне Петрищево при выполнении боевого задания была схвачена фашистами. Несмотря на чудовищные пытки и издевательства палачей, не выдала товарищей, не открыла своего настоящего имени, назвавшись Таней.
29 ноября 1941 была казнена.
16 февраля 1942 Космодемьянской посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Преданность социалистической Родине, верность делу коммунизма сделали имя воспитанницы Ленинского комсомола легендарным.
6. Матросов Александр Александрович.
Матросов Александр Александрович - командир взвода 94-й отдельной разведывательной роты (82-я стрелковая дивизия, 3-я армия, 1-й Белорусский фронт) старший сержант. Родился 22 июня 1918 года в городе Иваново в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1943 года. Окончил школу №47. Работал помощником мастера на ткацкой фабрике. В РККА с 1938 года. Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. В июне 1944 года старший сержант Матросов А.А. во главе группы из 9 разведчиков проник глубоко в тыл врага, переправился через Березину и в деревне Свислочь (Осиповичский район, Могилевская область, Белоруссия), бесшумно сняв часовых, захватил мост через реку Свислочь. Вскоре у мосту приблизилась немецкая часть, пытаясь через него выйти из окружения. Разведчики встретили немцев огнем из автоматов. В течение суток они отбили несколько атак противника. Небольшой группе немцев удалось пробраться к блиндажам у реки. Понимая, что засевшие в блиндажах фашисты опасны, Матросов принимает решение атаковать их неожиданным броском. Ринувшись вперед, наши разведчики наткнулись на ожесточенный огонь. Трое сразу получили ранения. Тогда Матросов отвел группу на исходный рубеж и решил дождаться ночи. Под покровом темноты наши бойцы подкрались к блиндажам и забросали их гранатами. Ни один фашист не ушел. А на следующее утро к мосту подошли основные силы наших войск.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Александру Александровичу Матросову присвоено 24 марта 1945.
После войны демобилизован. Вернулся в родной город. Работал помощником мастера на текстильной фабрике имени Балашова. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями.

1.

2.

3.

4.

5. 6.
На фотографии в газете
нечетко изображены
бойцы, еще почти что дети,
герои мировой войны.
Они снимались перед боем -
в обнимку, четверо у рва.
И было небо голубое,
была зеленая трава.
Никто не знает их фамилий,
о них ни песен нет, ни книг.
Здесь чей-то сын и чей-то милый
и чей-то первый ученик.
Они легли на поле боя,-
жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
была зеленая трава.
Забыть тот горький год неблизкий
мы никогда бы не смогли.
По всей России обелиски,
как души, рвутся из земли.
...Они прикрыли жизнь собою,-
жить начинавшие едва,
чтоб было небо голубое,
была зеленая трава.

А теперь давайте ответим на следующие вопросы:
1. Ты готов с оружием защищать свою страну?
2. Хранят ли в твоей семье память о Великой Отечественной войне?
3. Были ли у вас такие мероприятия, которые взволновали тебя, повлияли на твое отношение к участникам войны?
4. Читал ли ты книги о войне, которые остались в твоей памяти как пример душевной красоты и благородства?
5. Испытываешь ли ты чувство гордости за тех, кто добывал Победу?
6. Были ли у вас на уроках истории, литературы, классных часах серьезные и важные разговоры о том времени?
7. Помогал ли ты когда-нибудь по собственному почину или вместе с друзьями ветеранам войны?
8. Знаешь ли ты или любишь ли ты слушать песни той поры?

Заключительное слово

Стала все заметней постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Субъективные и объективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, мотивированная агрессивность, неуважительное отношение к старшему поколению. Любовь к Родине не возникает на пустом месте, она начинается с уважительного отношения к родной истории, к людям, ее вершившим. Знание истории – основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества.
В этих условиях очевидна неотложность мер по патриотическому воспитанию особенно детей и молодежи. Необходимо создавать целый комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания детей и молодежи. Никто не имеет права забывать о тех страшных бедствиях, которые пришлось пережить нашей стране в годы войны, о тех героях-солдатах, которые спасли нашу Родину, о тех тружениках тыла, которые делали все, чтобы наша страна победила!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бугаев В., Семенов В. Славные дочери отчизны. 1941-1945. Книга I. – Самара, 2015.
2.Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия // под. ред. Козлова М.М. – М.: советская энциклопедия, 2013.
3.Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг. Краткая история. 3-е исправленное и дополненное издание. – М.: Воениздат, 2014.
4.Военный энциклопедический словарь // под. ред. Огаркова Н.В. – М.: Воениздат, 2015.
5.В строю победителей // под. ред. Глебовой. – Самара: Самарский дом печати, 2014.
6.Гареев М. Маршал Жуков // Красная звезда, 28 апреля 2013.
7.Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.2. – М.: Воениз., 2014.
8.Знамена Победы. - Т. 2. - М.: Правда, 2014.
9.Квашин А., Гареев М. Первой сражалась мысль // Советская Россия, 4 мая 2015.
10.Подвиг. 3-е издание, испр. и доп. - Ярославль, 2013.
11.1418 дней войны: Из воспоминаний о Великой Отечественной // под. ред. Цветаева Е.Н., Яровикова В.С. – М.: Политиздат, 2013.
12.www.wickipedia