Невредные и нескучные советы студентам от педагога-психолога
Рекомендации родителям по реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет
Деструктивное поведение - форма активности личности, связанная с разрушением субъектом структур, как «составляющих» его (организм), так и заключающих его в «себе» (общество). Игнорирование или несвоевременное выявление взрослыми признаков деструктивного поведения у ребенка нередко приводит к причинению им физического вреда самому себе, окружающим, суицидальным поступкам, появлению зависимостей (токсикомания, алкоголизм и др.).
Этапы вовлечения несовершеннолетних в деструктивные группы:
- предоставление ложной информации (соответствующий тематический материал в сети, фото-, видеоинформация)
- общение, взаимодействие с вербовщиком сети - исполнение подростком указанных вербовщиком действий
- попадание в зависимость
- «незнакомый друг» в социальных сетях (прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи)
-груминг (установление дружеского и эмоционального контакта с ребенком в сети Интернет для его дальнейшей сексуальной эксплуатации)
-киберсталкинг (преследование ребенка переходит из виртуального мира в реальный)
НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПРИЗНАКОВ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Проинформировать классного руководителя несовершеннолетнего и определить единую воспитательную стратегию.
Проинформировать о признаках противоправных деяний несовершеннолетнего администрацию образовательной организации.
ОСНОВНЫЕ ОПАСНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
КОММУНИКАЦИОННЫЕ РИСКИ
-кибербуллинг (интернет-травля, преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет- сервисов; публикация и рассылка контента интимного характера)
-использование сети Интернет для вовлечения несовершеннолетних в совершение действий, представляющих опасность для их жизни и здоровья (суицидальные сайты; форумы потенциальных самоубийц; сайты, вовлекающие в участие в опасных играх;
-наркосайты;
-сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм);
-сайты, пропагандирующие экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, секты)
КОНТЕНТНЫЕ РИСКИ
- «шок-контент» (материалы (тексты, фото, видео, аудио), которые законодательно запрещены для публикации, вызывают у пользователя резко негативные чувства и ощущения: страх, ужас, отвращение, унижение),
-просмотр сайтов для взрослых .
ТЕХНИЧЕСКИЕ РИСКИ
-незаконный сбор персональных данных несовершеннолетних и (или) распространение их в открытом доступе
-повреждение устройств, программного обеспечения
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РИСКИ
-кража личных данных техническими средствами (в том числе в процессе интернет-шопинга),
-кибермошенничество.
Меры помощи ребенку, подвергшемуся кибербуллингу: - психологическая поддержка педагогом и родителями; - изменение настроек приватности профиля подростка в соцсетях (убрать личную информацию, закрыть аккаунт от посторонних людей); создание новой учетной записи для ребенка с измененным именем и фотографией профиля, чтобы обидчик не смог продолжить травлю; обучение правилам безопасного поведения в сети Интернет
ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ
-конфликтное поведение (частые конфликты с учителями и сверстниками, участие в травле (буллинге)
-ведение тетради или записной книжки, в которую записывает имена других людей,
- агрессивные высказывания в их отношении, либо делает негативные рисунки (ребенок угрожает окружающим тем, что запишет чье-то имя в свою тетрадь или записную книжку)
-проявление интереса к неприятным зрелищам, сценам насилия участие в поджогах, «играх» с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами
- трансляция деструктивного контента в социальных сетях (выкладывание личных фото, пересылка понравившихся фото, «лайки»)
-навязчивое рисование (рисует жуткие и пугающие картины, либо просто заштриховывает бумагу)
-участие в образовании неформальных асоциальных групп сверстников (педагогически запущенные дети, безнадзорные подростки, склонные к противоправному поведению)
-жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие в драках), другими людьми
-резкие и внезапные изменения в поведении (отказ от обучения, участия в мероприятиях, секциях, пропуски занятий по неуважительным причинам, потеря интереса к любимому учебному предмету)
-пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от -речевого общения)
-подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться и др.) --появление у несовершеннолетнего (приобретение) предметов и веществ, которые могут быть использованы для закладок наркотиков (перочинные складные ножи, используемые для создания отверстий в стенах домов, полостей в грунте под закладки (обычно на лезвии остаются следы земли, известки, бетона или краски);
-пластиковые пакеты малого размера;
-аэрозольные баллоны с краской, трафареты (для рекламы интернет- магазинов наркотиков)
-использование в речи новых, нехарактерных для конкретного несовершеннолетнего выражений, слов, терминов, криминального сленга;
-манера говорить производит впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных текстов
ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВНЕШНЕМ ВИДЕ
-использование деструктивной символики во внешнем виде (одежда с агрессивными надписями и изображениями, смена обуви на «грубую», военизированную)
-наличие (появление) синяков, ран, царапин на теле или голове
-нежелание следить за своим внешним видом
-появление следов краски на одежде, руках (в случае нанесения на поверхности рекламы интернет-магазинов наркотиков часто используются аэрозольные баллоны)
- появление у несовершеннолетнего дорогостоящей обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить (данный факт может свидетельствовать о получении дохода от наркоторговли, порнографии)
Единовременное наличие нескольких признаков из списка может свидетельствовать о риске участия подростка в деструктивных течениях.
ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ (ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ) ОБУЧАЮЩИХСЯ
-основывать процесс воспитания на доверительных отношениях
- осваивать Интернет-технологии,
- вести аккаунт в популярных социальных сетях,
-стать другом своему ребенку в социальных сетях
-еженедельно проводить анализ страниц своего ребенка, внимательно читать публикации детей,
-изучать сообщества, на которые подписан ребенок,
-изучать виртуальных друзей, фотографии и видео, вызывающие интерес у ребенка (сохраненные, либо с отметкой «лайк»).
В «группе риска» находятся дети и подростки, которым не хватает родительского внимания и поддержки, а также те, чье нахождение в сети Интернет не контролируется родителями.
КУДА ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ
Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно): https://telefon-doveria.ru/about/ тел.: 8-800-2000-122
Линия помощи «Дети Онлайн» – служба телефонного и онлайн-консультирования оказывает информационную поддержку детям и подросткам, столкнувшимся с различными проблемами в сети Интернет
http://detionline.com/ тел.: 8 800 25 000 15 helpline@detionline.com
КУДА СООБЩИТЬ ОБ ОПАСНОМ КОНТЕНТЕ И ОБНАРУЖЕННОЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА
В случае выявления опасного Интернет-ресурса, а так же если несовершеннолетний обучающийся сообщил информацию о других детях, которые играют в опасные квесты, входят в сомнительные сообщества в социальных сетях, сообщите об этом!
-Полиция России: 02 (102, 112)
-Роскомнадзор: https://eais.rkn.gov.ru/feedback/
-Автономная некоммерческая организация: «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды» https://www.cism-ms.ru/ob-organizatsii/
-Ассоциация «Лига безопасного Интернета»: http://ligainternet.ru/hotline/ тел.: 8 800 700 -5676
-Региональная общественная организация «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ) https://rocit.ru/hotline 28
П о материалам Московского государственного психолого-педагогического университета