Невредные и нескучные советы психолога ПГК

Невредные и нескучные советы студентам от педагога-психолога

Рекомендации родителям по реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет

 

Деструктивное поведение  - форма активности личности, связанная с  разрушением субъектом структур, как «составляющих» его (организм), так и заключающих его в «себе» (общество). Игнорирование или несвоевременное выявление взрослыми признаков деструктивного поведения у ребенка нередко приводит к причинению им физического вреда самому себе, окружающим, суицидальным поступкам, появлению зависимостей (токсикомания, алкоголизм и др.).

Этапы вовлечения несовершеннолетних в деструктивные группы:

- предоставление ложной информации (соответствующий тематический материал в сети, фото-, видеоинформация)

- общение, взаимодействие с вербовщиком сети - исполнение подростком указанных вербовщиком действий

 - попадание в зависимость

- «незнакомый друг» в социальных сетях (прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи)

-груминг (установление дружеского и эмоционального контакта с ребенком в сети Интернет для его дальнейшей сексуальной эксплуатации)

-киберсталкинг (преследование ребенка переходит из виртуального мира в реальный)

НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПРИЗНАКОВ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Проинформировать классного руководителя несовершеннолетнего и определить единую воспитательную стратегию.

Проинформировать о признаках противоправных деяний несовершеннолетнего администрацию образовательной организации.

 

ОСНОВНЫЕ ОПАСНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

КОММУНИКАЦИОННЫЕ РИСКИ

 -кибербуллинг (интернет-травля, преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет- сервисов; публикация и рассылка контента интимного характера)

-использование сети Интернет для вовлечения несовершеннолетних в совершение действий, представляющих опасность для их жизни и здоровья (суицидальные сайты; форумы потенциальных самоубийц; сайты, вовлекающие в участие в опасных играх;

-наркосайты;

-сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм);

-сайты, пропагандирующие экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, секты)

КОНТЕНТНЫЕ РИСКИ

- «шок-контент» (материалы (тексты, фото, видео, аудио), которые законодательно запрещены для публикации, вызывают у пользователя резко негативные чувства и ощущения: страх, ужас, отвращение, унижение),

-просмотр сайтов для взрослых .

ТЕХНИЧЕСКИЕ РИСКИ

-незаконный сбор персональных данных несовершеннолетних и (или) распространение их в открытом доступе

-повреждение устройств, программного обеспечения

 

 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РИСКИ

-кража личных данных техническими средствами (в том числе в процессе интернет-шопинга),

-кибермошенничество.

Меры помощи ребенку, подвергшемуся кибербуллингу: - психологическая поддержка педагогом и родителями; - изменение настроек приватности профиля подростка в соцсетях (убрать личную информацию, закрыть аккаунт от посторонних людей); создание новой учетной записи для ребенка с измененным именем и фотографией профиля, чтобы обидчик не смог продолжить травлю; обучение правилам безопасного поведения в сети Интернет

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ

-конфликтное поведение (частые конфликты с учителями и сверстниками, участие в травле (буллинге)

-ведение тетради или записной книжки, в  которую записывает имена других людей,

- агрессивные высказывания в их отношении, либо делает негативные рисунки (ребенок угрожает окружающим тем, что запишет чье-то имя в  свою тетрадь или записную книжку)

-проявление интереса к неприятным зрелищам, сценам насилия участие в поджогах, «играх» с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами

- трансляция деструктивного контента в социальных сетях (выкладывание личных фото, пересылка понравившихся фото, «лайки»)

-навязчивое рисование (рисует жуткие и  пугающие картины, либо просто заштриховывает бумагу)

-участие в образовании неформальных асоциальных групп сверстников (педагогически запущенные дети, безнадзорные подростки, склонные к противоправному поведению)

-жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие в драках), другими людьми

-резкие и  внезапные изменения в  поведении (отказ от обучения, участия в мероприятиях, секциях, пропуски занятий по неуважительным причинам, потеря интереса к любимому учебному предмету)

-пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от -речевого общения)

-подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться и др.) --появление у  несовершеннолетнего (приобретение) предметов и веществ, которые могут быть использованы для закладок наркотиков (перочинные складные ножи, используемые для создания отверстий в стенах домов, полостей в грунте под закладки (обычно на лезвии остаются следы земли, известки, бетона или краски);

-пластиковые пакеты малого размера;

-аэрозольные баллоны с краской, трафареты (для рекламы интернет- магазинов наркотиков)

-использование в  речи новых, нехарактерных для конкретного несовершеннолетнего выражений, слов, терминов, криминального сленга;

-манера говорить производит впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных текстов

ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВНЕШНЕМ ВИДЕ

-использование деструктивной символики во внешнем виде (одежда с агрессивными надписями и изображениями, смена обуви на «грубую», военизированную)

-наличие (появление) синяков, ран, царапин на теле или голове

-нежелание следить за своим внешним видом

-появление следов краски на одежде, руках (в случае нанесения на поверхности рекламы интернет-магазинов наркотиков часто используются аэрозольные баллоны)

- появление у  несовершеннолетнего дорогостоящей обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить (данный факт может свидетельствовать о получении дохода от наркоторговли, порнографии)

Единовременное наличие нескольких признаков из списка может свидетельствовать о риске участия подростка в деструктивных течениях.

ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ (ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ) ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

-основывать процесс воспитания на доверительных отношениях

- осваивать Интернет-технологии,

- вести аккаунт в популярных социальных сетях,

 -стать другом своему ребенку в социальных сетях

-еженедельно проводить анализ страниц своего ребенка, внимательно читать публикации детей,

-изучать сообщества, на которые подписан ребенок,

-изучать виртуальных друзей, фотографии и видео, вызывающие интерес у  ребенка (сохраненные, либо с  отметкой «лайк»).

 

В «группе риска» находятся дети и подростки, которым не хватает родительского внимания и поддержки, а  также те, чье нахождение в  сети Интернет не контролируется родителями.

 

 

КУДА ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ

Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно): https://telefon-doveria.ru/about/ тел.: 8-800-2000-122

Линия помощи «Дети Онлайн» – служба телефонного и онлайн-консультирования оказывает информационную поддержку детям и подросткам, столкнувшимся с различными проблемами в сети Интернет

 http://detionline.com/ тел.: 8 800 25 000 15 helpline@detionline.com

 

КУДА СООБЩИТЬ ОБ ОПАСНОМ КОНТЕНТЕ И ОБНАРУЖЕННОЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА

 В случае выявления опасного Интернет-ресурса, а так же если несовершеннолетний обучающийся сообщил информацию о других детях, которые играют в опасные квесты, входят в сомнительные сообщества в социальных сетях, сообщите об этом!

-Полиция России: 02 (102, 112)

-Роскомнадзор: https://eais.rkn.gov.ru/feedback/

-Автономная некоммерческая организация: «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды» https://www.cism-ms.ru/ob-organizatsii/

-Ассоциация «Лига безопасного Интернета»: http://ligainternet.ru/hotline/ тел.: 8 800 700 -5676

-Региональная общественная организация «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ) https://rocit.ru/hotline 28

 

 

 

 

 П о  материалам Московского государственного  психолого-педагогического  университета

Информация:
Информация