ПАО ОДК «Кузнецов»

Логотип ПАО ОДК «Кузнецов»

Деятельность ПАО «ОДК-Кузнецов» на данный момент сосредоточена в следующих направлениях:

Основные заказчики ПАО «ОДК-Кузнецов»: Министерство обороны России, Госкорпорация «Роскосмос», предприятия топливно-энергетического комплекса (ПАО «Газпром», иностранные предприятия отрасли), ОАО «РЖД».

Продукция ПАО «ОДК-Кузнецов» имеет особое значение для поддержания боеготовности дальней авиации ВКС России. На предприятии были сконструированы, произведены и технически обслуживаются двигатели НК-12 для дальних бомбардировщиков Ту-95МС, дальних противолодочных самолетов Ту-142 и военно-транспортного самолёта Ан-22; НК-25 для бомбардировщиков Ту-22М3 и НК-32 для уникальных стратегических бомбардировщиков Ту-160.

Самарские моторостроители более 60 лет являются монопольными производителями двигателей для ракет-носителей типа «Союз». 100% пилотируемых космических пусков и до 80% коммерческих производится с использованием двигателей РД-107/108 и их модификаций, произведенных ПАО «ОДК-Кузнецов». Ведется конструкторское сопровождение легендарного «лунного» двигателя НК-33 для легкой ракеты-носителя «Союз-2.1в».

Газотурбинные двигатели «наземного» применения НК-12СТ, НК-14СТ и НК-36СТ мощностью от 6,3 до 25 МВт производства ПАО «ОДК-Кузнецов» сегодня используются в составе газоперекачивающих агрегатов ПАО «Газпром», нефтегазовой перерабатывающей промышленности России, газовых компаний Республик Туркменистан, Узбекистан и Казахстан.

Предприятие расположено на трех производственных площадках в Самарской области: 1. Основная площадка (г. Самара, Заводское шоссе, 29); 2. ОП «Управленческий» (г. Самара, ул. С. Лазо, 2а); 3. ОП «Винтай» (пос. Винтай, Красноглинский район, Садовая, 13).

Историческая справка о ПАО «ОДК-Кузнецов»

Предприятие ведёт отсчёт своей истории с осени 1912 года, когда в Москве был открыт механический завод французского Общества «Гном» по сборке авиационных семицилиндровых двигателей воздушного охлаждения мощностью 50 л.с. В марте 1927 года ряд двигателестроительных заводов были объединены в один под наименованием Государственный завод №24 имени М.В. Фрунзе.

В период 1920 – 1924 гг. на заводе №24 были построены первые двигатели из отечественных материалов – М-4 и М-5. В 1926 году создан первый серийный отечественный двигатель для лёгкомоторной авиации – поршневой двигатель М-11 конструкции А.Д. Швецова для самолёта У-2 (По-2).

В 1930-е годы на заводе было начато производство поршневых двигателей водяного охлаждения АМ-34 и его модификаций конструкции А.А. Микулина. Двигатель устанавливался на самолёты ТБ-3, Р-7, АНТ-25 и др.

В октябре 1941 года завод был эвакуирован в город Куйбышев. В кратчайшие сроки производство двигателей АМ-38 для штурмовика Ил-2, начатое еще в Москве, было возобновлено на новой площадке. В годы Великой Отечественной войны было выпущено более 43 тысяч двигателей АМ-38 и АМ-38Ф (для Ил-2), АМ-42 (для Ил-10), АМ-35А (для МиГ-1 и МиГ-3) и ГАМ-34 (для торпедных катеров).

В конце 1940-х гг. предприятие запустило в серийное производство турбореактивный двигатель ВК-1 конструкции В.Я. Климова для самолётов фронтовой авиации Ил-28, МиГ-15бис, МиГ-17, Ту-14Т; РД-900 – прямоточный воздушно-реактивный двигатель М.М. Бондарюка для беспилотного самолёта-мишени Ла-17 и сверхзвуковой РД-012 для межконтинентальной крылатой ракеты «Буря» конструкции С.А. Лавочкина.

Космическая страница в истории предприятия была открыта в конце 1957 года. Жидкостные ракетные двигатели РД-107 и РД-108 и их модификации, разработанные в ОКБ-456 (ныне АО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко»), серийно производятся предприятием с 1958 года. Все пилотируемые и грузовые космические корабли в СССР и России – «Восток», «Восход», «Союз», «Прогресс» – запущены с помощью ЖРД РД-107 и РД-108 и их модификаций серийного производства ПАО «ОДК-Кузнецов». Надежность серийных изделий для космоса достигает - 99,9%.

В 1960-х годах коллективом Н.Д. Кузнецова были созданы жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) для «лунного» ракетно-космического комплекса Н1-Л3. С 1962 по 1973 годы завод серийно изготавливал ЖРД для всех четырёх ступеней этой ракеты: НК-33, НК-43, НК-39, НК-31 и их прототипы. «Лунная» программа была закрыта, но в XXI веке двигатель НК-33, главное преимущество которого – минимальный вес к тяге, вновь начал использоваться в космической программе. Отечественная программа летно-конструкторских испытаний новой ракеты-носителя «Союз-2.1в» с двигателем НК-33А в качестве маршевого двигателя первой ступени стартовала 28 декабря 2013 года, в рамках ЛКИ успешно проведено 5 пусков. В 2019 г. начата штатная эксплуатация изделия по выводу полезной нагрузки на заданную орбиту.

28 апреля 2016 года состоялся первый запуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с нового гражданского космодрома Восточный в Амурской области. Восточный стал четвертым космодромом после Байконура, Плесецка и Куру, где сегодня эксплуатируются двигатели ПАО «ОДК-Кузнецов» в составе РН «Союз».

С начала 1950-х годов на заводе началось внедрение в серийное производство двигателей марки «НК», разработанных в ОКБ Генерального конструктора Н.Д. Кузнецова. Всего ОКБ под руководством академика Кузнецова разработало 57 оригинальных и модифицированных двигателей. Самарский объединенный двигателестроительный комплекс назван именем легендарного конструктора в 2010 г.

В 1954 году заводом №24 был изготовлен первый турбовинтовой двигатель НК-12, ставший основой для создания стратегического бомбардировщика Ту-95. На протяжении более шестидесяти лет серийного изготовления на модификациях этого двигателя летали военные самолёты Ту-95, Ту-126, Ту-142, пассажирский Ту-114, военно-транспортный Ан-22 «Антей», продолжают летать Ту-95МС и модификации самолёта Ту-142.

В конце 1960-х годов на базе авиационных газотурбинных двигателей впервые в отечественном двигателестроении созданы наземные двигатели НК-12СТ мощностью 6,3 МВт для привода нагнетателей в составе газоперекачивающих агрегатов. Газотурбинные двигатели «наземного» применения НК-12СТ, НК-14СТ и НК-36СТ мощностью от 6,3 до 25 МВт сегодня используются в составе газоперекачивающих агрегатов ПАО «Газпром», нефтегазовой перерабатывающей промышленности России, иностранных газовых компаний.

В 1960 – 1980-е годы коллектив предприятия участвовал в создании мощных двухконтурных турбореактивных двигателей в вариантах с форсажными камерами и без них для гражданского и военного применения.

Двигатели двухвальной схемы включали в себя бесфорсажные двигатели НК-8-4, НК-8-2у, НК-86 для самолётов Ил-62, Ту-154, Ил-86 и двигатели с форсажной камерой НК-144 для сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 и НК-22 для самолёта дальней авиации Ту-22-М2. В середине 1980-х годов впервые в стране созданы двигатели, работающие на криогенных топливах – НК-88 на жидком природном газе и НК-89 – на сжиженном природном газе. Испытания проводились на самолете Ту-155.

На базе двигателя НК-86 был создан и прошёл лётные испытания двигатель НК-87 для экраноплана «Лунь», двигатель НК-12МК – для экраноплана «Орленок».

Двигатели трёхвальной схемы включают в себя двигатели с форсажной камерой НК-25 для самолёта дальней авиации Ту-22М3 и НК-32 для стратегического бомбардировщика Ту-160.

Ключевым проектом ПАО «ОДК-Кузнецов» сегодня является серийного производство двигателя НК-32 серии 02. Турбореактивный двухконтурный трехвальный авиационный двигатель НК-32 серии 02 предназначен для использования на модернизированном сверхзвуковом бомбардировщике Ту-160М. Является самым мощным в мире двигателем с форсажной камерой. В двигателе НК-32 серии 02 реализованы мероприятия по повышению надежности изделия и технологичности конструкции в соответствии с требованиями серийного производства.

На базе газогенератора НК-32 серии 02 создается линейка перспективных двигателей семейства «НК».

Новые проекты потребовали коренной трансформации производства «ОДК-Кузнецов», обновление станочного парка. С 2016 года предприятие ведет масштабную реконструкцию и техническое перевооружение. Общая сумма инвестиций – порядка 40 млрд рублей. На данном этапе реализованы 10 проектов реконструкции и техперевооружения, включая корпуса гальванического и инструментального производства, производства компрессоров и шестерен, два испытательных стенда для авиационных двигателей.

На разных стадиях реализации от строительно-монтажных работ до сдачи в эксплуатацию находится реконструкция и техперевооружение 12 объектов производства и инфраструктуры ПАО «ОДК-Кузнецов», в том числе корпус производства турбин, здание ОКБ и 2 испытательных стенда для перспективного изделия.

Ведутся строительные работы по зданию Центра конструкторских разработок и научных исследований «ОДК-Кузнецов». Новый центр позволит создать современную научно-исследовательскую базу, привлечь молодых специалистов, дать качественный виток развитию опытного производства «ОДК-Кузнецов». Это будет настоящий интеллектуальный центр, формирующий будущее двигателе- и авиастроения.

Государственные награды ПАО «ОДК-Кузнецов»

 

ПАО ОДК «Кузнецов»

 

 

 

Информация:

Информация