54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)
История профессии:
На Руси художественное образование существовало в форме индивидуальной подготовки иконописцев, мастеров монументальной живописи и резчиков непосредственно в мастерских. В XVIII веке положительную роль в развитии художественного образования в России сыграла созданная Петром I в 1711 году Рисовальная школа при Петербургской типографии. Крупной художественной школой в первой половине XVIII века стала так называемая живописная команда "Канцелярии от строений". В ней работали и учились многие известные русские мастера живописи – И.Я.Вишняков, А.П.Антропов и др. Крупнейшим центром художественного образования в России стала основанная в 1757 г. в Петербурге Академия художеств. В XIX веке в ней получили образование художники – реалисты А.А.Иванов, К.П.Брюлов, а также В.М.Васнецов, И.Е.Репин, В.И.Суриков, И.И.Шишкин
ХХ век и охарактеризован развитием науки и техники, успехами научно-технической революции, стремлением к экономичности и красоте, что сделало возможным появление новой профессии дизайнера, без которой в настоящее время не обходится ни одна отрасль промышленности.
Доминирующие виды деятельности:
- создание произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
- разработка авторских проектов и воплощение их материале;
- изготовление изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов по классическим образцам, их варьирование и поиски новых образцов произведений декоративно-прикладного искусства;
- формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения;
- создание эскизов и выполнение работы по художественному оформлению проектов, макетов;
- участие в разработке проектов художественного оформления помещений и фасадов зданий и учреждений, а также занимаемой территории;
- определение наиболее рациональных решений цветового оформления интерьеров;
- авторский контроль за реализацией художественно-оформительских решений;
- контроль за соблюдением эстетических требований при реконструкции и строительстве производственных помещений, служебных и культурно-бытовых помещений;
- разработка проектов благоустройства и озеленения территории предприятия, архитектурно-художественного оформления фасадов зданий.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
- творческие способности;
- художественные способности;
- аналитические способности;
- высокий уровень развития воображения;
- развитое пространственно-образное мышление;
- хорошее зрение и глазомер;
- чувство гармонии и вкуса;
- способность воспринимать, различать широкий спектр цветов и их оттенков;
- развитое внимание к деталям.
Личностные качества, интересы и склонности:
- оригинальность, находчивость;
- самостоятельность;
- реалистичность;
- наблюдательность (способность подмечать даже незначительные мелочи и недостатки);
- открытость для восприятия нового.
Знания, необходимые в профессиональной деятельности:
- принципы, формы и методы проектирования, моделирования, макетирования художественных изделий прикладного характера;
- технологический процесс исполнения произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
- основные понятия и законы композиции;
- инструменты, оборудование и материалы ,применяемые для изготовления художественных изделий;
- пластические и конструктивные, механические и химические свойства материалов и вспомогательных веществ ,применяемых для изготовления спроектированных художественных изделий.
Умения, необходимые в профессиональной деятельности:
- владеть на высоком уровне профессиональным мастерством в конкретном виде декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
- применять графические, живописные и пластические методы при разработке и оформлении авторских проектов;
- производить экономический расчет затрат на производство авторских изделий традиционного и профессионального декоративно-прикладного искусства.
Информация о специальности
- Отделение
- Руководитель
- Срок обучения после 9 класса
- Срок обучения после 11 класса
- Квалификация