15.02.08 Технология машиностроения
История профессии: Токарь - одна из древнейших специальностей на земле. Прообраз токарного станка - гончарный круг, где заготовка - кусок глины - вращается, а роль резца выполняет рука человека. Уже в самом первом, примитивном, станке заготовка вращалась, а резец подводили к ней и держали, отсюда и явились понятия - "точить", "токарь".
С тех пор остался принцип точения, названия, а сама профессия и станки сильно изменились. На станке научились нарезать резьбу, сверлить отверстия, развертывать их, зенкеровать. Уже первобытные люди умели сверлить отверстия- сверлили костью, подсыпая ручной песок.
Пришел железный век. Для обработки стальных отливок инженеры придумали твердые сплавы, материалы с высокой прочностью, режущими и другими свойствами, сохраняющимися при нагреве до высоких температур.
Педагогика, как, наверное, известно многим, в переводе с греческого означает "детовождение", то есть воспитание детей, подготовка их к жизни в обществе. Как сложившаяся наука педагогика занимается раскрытием сущности, целей, задач и закономерностей воспитания, определяет содержание образования и методику обучения.
Начало развития педагогики относится к древним векам. Зародилась педагогика в виде правил и наставлений для взрослых по уходу за детьми и наблюдению за их поведением. Педагогические традиции, положившие начало развитию педагогики как науки, появились в Древней Греции в V-VI веках до нашей эры. Особый интерес вызывают афинская и спартанская системы воспитания.
Большой вклад в развитие отечественной педагогики внесли Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко и многие другие.
Доминирующий способ мышления: приложение-педагогика, техника, адаптация-формализация
Область базовых знаний №1: Электротехника, Материаловедение, Метрология, Гидравлические и пневматические системы, Охрана труда, Процессы формообразования и инструменты, Оборудование машиностр. пр-ва, Машиностроительное производство, Управление Техническими системами, Техническая механика, естественно-научные и математические науки, уровень 3 высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2: Инженерная графика, Технология машиностроения, и их уровень Технологическое оборудование, Технологическая оснастка, Проектирование механических цехов, Прогрессивный технологический процесс, Информационные технологии, Педагогика, Психология, Методика професс-го обучения, Методика воспитательной работы, уровень 2 средний (практическое использование знаний)
Доминирующие виды деятельности:
Производственно-технологическая:
- осуществление технологического процесса изготовления деталей и сборки изделий ма
- шиностроения (узлов, машин, оборудования и т. п.) и контроль за соблюдением технологической дисциплины на производстве;
- управление современными техническими системами и их эксплуатация;
- контроль за эффективным использованием материалов и оборудования;
- осуществление технического контроля соответствия качества изделия установленным нормативам;
- под руководством более квалифицированного специалиста проведение стандартных и сертификационных испытаний объектов техники;
- участие в обеспечении экологической безопасности эксплуатации, хранения, обслуживания инструментов и оборудования;
Организационно-управленческая техника:
Организация работы коллектива исполнителей:
- Планирование и организация производственных работ
- Оценка экономической эффективности производственной деятельности;
- Выбор оптимальных решений при планировании работ в условиях нестандартных ситуаций;
- Осуществление контроля качества работ;
- Участие в оценке экономической эффективности производственной деятельности;
- Осуществление технического контроля продукции и услуг;
- Сбор, обработка и накопление с использованием современных технических средств технологической, технической, экономической
- и других видов информации для реализации инженерных и управленческих решений;
- Обеспечение безопасности труда на производственном участке;
- Обеспечение техники безопасности на производственном участке;
- Конструкторско-технологическая;
- Разработка технологических процессов изготовления деталей средней сложности и сборки простых видов изделий машиностроения;
- Проектирование изделий средней сложности основного и вспомогательного производства;
- Составление технических заданий на проектирование технологической оснастки;
- Под руководством более квалифицированного специалиста проведение патентных исследований и определение;
- Показателей технического уровня проектируемых объектов техники и технологии.
Учебно-воспитательная:
- осуществление целостного учебно-производственного процесса в соответствии с образовательной программой
- профессиональной подготовки рабочих (служащих)
- формирование личностных и профессиональных качеств будущего рабочего (служащего)
- создание благоприятной образовательно-воспитательной среды в процессе профессионального обучения
- осуществление профессиональной ориентации обучающихся, личностно-ориентированного подхода в работе с ними
Учебно-методическая:
- проектирование и разработка комплексного учебно-методического обеспечения процесса профессионального обучения
- и практики учащихся (обучающихся)
- изучение передового производственного опыта и инновационных образовательных технологий, использование их
- в учебно-воспитательной и производственной деятельности
Организационно-управленческая мастера:
- организация учебно-производственного и воспитательного процесса, практики обучающихся;
- руководство деятельностью учебной группы, производственного коллектива - исполнителей; выбор оптимальных решений;
- в нестандартных педагогических и производственных ситуациях;
- обеспечение выполнения требований программы производственного обучения, техники безопасности и режима работы;
- обучаемых в учебных мастерских и на производственных объектах;
- учет, отчетность и анализ учебной и производственной деятельности.
Производственно-технологическая, (конструкторско-технологическая, опытно-экспериментальная, и другие виды деятельности):
- под руководством более квалифицированного специалиста проведение работ по проверке и освоению новых
- объектов техники и технологических процессов: регистрация по заданной программе необходимых характеристик
- и параметров и обработка полученных результатов
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
- Проведение воспитательной работы с детьми;
- Изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них;
- Оказание помощи в формирование личности ученика;
- Участие в разработке и внедрении образовательных программ;
- Составление тематических и урочных планов;
- Оформление документации;
- Разрабатывать технологический процесс изготовления типовых деталей и изделий машиностроения;
- Разрабатывать конструкторскую документацию на изделия средней сложности (детали, сборочные единицы);
- проводить типовые расчеты при проектировании и проверке на прочность элементов механических систем;
- оформлять и читать простые схемы электрических, гидравлических и пневматических приводов;
- рассчитывать параметры типовых деталей и узлов технологической оснастки;
- оформлять конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии;
- с действующими нормативными документами;
- применять при графических, вычислительных, проектных и других работах компьютерную технику с использованием
- прикладного программного обеспечения;
- пользоваться нормативной и справочной литературой и другими источниками информации для выбора материалов,
- технологических режимов, оборудования, оснастки, контрольно-измерительных средств;
- проводить расчет настройки металлорежущего оборудования и использовать методы, средства и основные приемы его наладки;
- разрабатывать и внедрять управляющие программы для обработки простых деталей на механообрабатывающем оборудовании;
- осуществлять метрологическую проверку изделий;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности производственного участка (цеха),
- оценивать эффективность производственной деятельности;
- выполнять слесарные операции и основные приемы работы на механообрабатывающем оборудовании.
Личностные качества, интересы склонности:
- эмоциональная стабильность и надежность;
- аккуратность, систематичность в работе;
- дисциплинированность;
- наблюдательность, осторожность;
- сознательность и самоконтроль;
- упорство, настойчивость;
- склонность к работе с детьми;
- высокая степень личной ответственности;
- терпимость, безоценочное отношение к людям;
- тактичность, целеустремленность, артистизм, наблюдательность;
- требовательность к себе и другим;
- готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами, к постоянному профессиональному росту,
- приобретению новых знаний;
- обладание устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке;
- саморегуляции и саморазвитию) и к творческой самореализации;
- обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения;
- на иностранном языке;
- обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений;
- к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;
- знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства;
- в профессионально – образовательной сфере;
- иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.
Области применения профессиональных знаний:
- образовательные учреждения (ПТУ, колледжи, школы, вузы) ;
- автотранспортные предприятия (таксопарки, автобусные парки, автобазы и т.д.) ;
- промышленные предприятия;
- автомобильный спорт;
- станции технического обслуживания и инструментального контроля автомобилей;
- строительные организации;
- конструкторско-технологическая деятельность;
- предпринимательская деятельность.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности:
- педагог-организатор;
- воспитатель;
- сфера профессиональной ориентации;
- методическая деятельность;
- руководитель деятельности группы;
- чертежник-конструктор;
- специалист по ремонту электрооборудования;
- гравировщик;
- инженер;
- инженер по ТБ;
- инженер-конструктор.
Информация о специальности
- Отделение
- Руководитель
- Срок обучения после 9 класса
- Срок обучения после 11 класса
- Квалификация